Борисово

 

Первое упоминание села Борисова, судя по имеющимся данным, относится к 1589 г. Но, очевидно, селение существовало здесь гораздо раньше. Согласно местному преданию, свое название село получило по имени всесильного боярина конца XVI в. Бориса Годунова, который именно в этих местах отразил в 1591 г. набег крымского хана Казы-Гирея. В благодарность за это царь Федор Иванович пожаловал своему шурину целый ряд подмосковных сел, в том числе и сельцо Овражки, которое после того, как в 1598 г. Борис Годунов стал царем, стало называться Борисовом. 
К сожалению,нет документов, которые подтвердили бы это предание. Но устойчивая устная традиция именно к этому времени относит возникновение огромного Борисовского (или как он ранее именовался — Царево-Борисовского) пруда на речке Городенке. Он стал самым первым из каскада трех прудов: Верхнецарицынского, Шипиловского и Борисовского.По устоявшейся в советское время традиции пруд стали называть во множественном числе-Борисовские пруды.
В "Исторических материалах о церквах и селах Пехрянской десятины говорилось:" Въ селъ Борисове въ началъ ХVII ст. находилась церковь во имя Николая чудотворца, по приходнымъ окладнымъ книгамъ патр. каз. приказа 7136(1628)г., „села Коломенскаго въ приселкъ Борисовскомъ, у пруда, на каменной платинъ, дани 4 алтына, 2 деньги, кормовая гривна; за 1635—1711 гг. платилось" дани рубль 23 алт. 2 деньги, заъзда гривна (Патр. прик. кн. 2, л. 194; кн. 196, л. 70). По писцовымъ книгамъ Приказа большаго дворца, по московскому уъзду, за 7139—7140(1631-32)гг.: „пашни церковныя худыя земли 8 чети въ полъ, а въ дву потому-ж.ъ, да въ Мочилахъ лъсу 2 десятины, сена подлъ рыболовскихъ сънныхъ покосовъ 6 десятинъ; да по даной села Коломенскаго прикащика Поздея Рудакова, 127 (1619) году, дано попу Венедикту, по указу великая государыни инокини Марфы Ивановны, 2 десятины въ ево церковнаго попа покосу, что завладълъ Дмитpiй Годуновъ къ селу Бесъдамъ" (Ibid., дозори. кн. 1.41, лл. 6 — 7). По переписнымъ книгамъ 154 (1646) г. значится: „въ приселкъ Борисовскомъ у церкви во дворъ попъ Филиппъ Ивановъ, да церковныхъ бобылей 3 двора; да въ селъ крестьянъ 36 дв. (Переписн, кн. 9809. лл. 436—437). Въ дозорныхъ книгахъ патр. каз. Приказа 7188 (1680) года написано: „приселка Борисовскаго церкви Николая чудотворца попъ Афанасiй Максимов сказалъ: церковной земли у нихъ во владъньи по шти чети въ полъ, а въ дву потому-жъ, съна 6 десятинъ; а та де церковь въ Пехрянской десятине, Островскаго стана; церковное строение государское" (кн. 141, л. 721). Въ 1710 г. въ приселке Борисове находилась каменная церковь Живоначальныя Троицы; при церкви были въ 1710 — 1722 гг. священникъ Никита Афанасьевъ и его сынъ дьячекъ Дмитрiй (Переписи. кн. 1710 г. л. 469 и кн. 1 ревизм, 1722 г., л. 969). ".
В годы Смутного времени здешние места стали районом ожесточенных боев войск царя Василия Шуйского с ополчением Ивана Болотникова, и Борисово было сожжено и запустело. Но уже к 1620 г. оно вновь заселяется крестьянами из Коломенского и в XVII в. значится приселком этого села. Описание 1646 г. застает здесь деревянную Троицкую церковь, двор попа, три двора церковных бобылей и в самом селе 36 крестьянских дворов.
Сохранившиеся документы дворцового хозяйства Коломенской волости сообщают о наличии здесь государевых садов (по описи 1704 г., они были яблоневыми), которые в 70-х годах XVII в. обслуживали двое садовников. Позднее их число возросло до 12 человек.
Что касается пруда, в нем для «государева стола» разводили рыбу:"Около присёлка Борисова также находился государев пруд, плотина каменная, а в пруду рыба: лещи, щуки, плотицы, караси. Рыбу ловят на государев обиход приезжая с Москвы подключники, да ниже плотины мельница."
Рыбной ловлей занимались специальные «подключники», а для наблюдения за прудом и текущего ремонта плотин находились «плотинных дел подмастерья» и два прудовых сторожа, в обязанность которых входило пресечение браконьерства. Любопытно, что прудовое хозяйство в Борисове функционировало более полуторастолетий. По материалам XVIII в., прудовых сторожей насчитывалось уже 13 человек. При этом, судя по «Экономическим примечаниям» XVIII в., в пруду разводились, помимо вышеназванных, и такие ценные рыбы, как стерлядь и язь. Последний раз прудовые сторожа упоминаются ревизскими сказками 1816 г.


Начиная с XVII в. документы фиксируют на речке Городенке деревянную мельницу, которая обычно сдавалась в аренду, а в конце 1860-х годов на ее месте купцом Я.В. Гамсоном была устроена бумагопрядильная фабрика.
Если в XVIII в. хозяйство борисовских крестьян было достаточно типичным для своего времени (сеяли в основном хлебные культуры, овес, гречиху, лен), то к середине XIX в. близость к огромному городу заставила местных жителей специализироваться на садоводстве. В начале XIX в. здесь у крестьян фиксируются в основном яблоневые сады, а начиная с 1850-х годов стали разводить более доходные кустарниковые культуры. Среди них выделялись крыжовник и брусничная смородина. Позже появилась красная вишня, называвшаяся «шубинкой» т.к. завезенна из деревни Шубино Бронницкого уезда Московской губернии.
На карте 1818 года в Борисово обозначены только две улицы,позже получившие название Центральная и Южная. Село было довольно крупным. Если по ревизским сказкам 1816 г. здесь насчитывалось 75 семей с 256 мужчинами и 267 женщинами, то в 1850 г. на 86 семей уже приходилось 416 мужчин и 458 женщин. При этом около 40% жителей являлись старообрядцами (в 1826 г. таковых значилось 236 человек, а в 1865 г. — 393), которые имели свой молельный дом.
Садоводство приносило достаточно высокий доход, и местные крестьяне считались зажиточными. Известны случаи их перехода в купечество, а за деньги они неоднократно ставили вместо себя рекрутов.
После отмены крепостного права борисовские крестьяне получили во владение всю бывшую у них в пользовании землю. При этом на одну ревизскую душу пришлось 1,6 десятины земли, за которые в течение 51 года полагалось выплачивать по 3 рубля 66 копеек выкупных платежей. Сумма может показаться относительно небольшой, однако следует учитывать, что помимо этого с каждого душевого надела они были обязаны уплачивать еще 7 рублей 60 копеек налогов. Все это приводило к тому, что крестьянам требовался дополнительный заработок.
Путей разрешения этой проблемы было всего два. Прежде всего, это был переход к выращиванию более выгодных сельскохозяйственных культур. В 1870—1880-е годы, борисовские крестьяне, наряду с разведением садов, начинают увлекаться огородами, выращивая в основном капусту, которая находила устойчивый спрос на московском рынке. С другой стороны, в селе начинают активно развиваться промыслы. Судя по материалам обследования 1881 г., в Борисове практиковалось: изготовление гильз для папирос (203 человек), намотка хлопчатобумажной нити на катушки(13 человек), изготовление канители (9 мастерских с 77 рабочими, из которых 62 наемных). Последний промысел был особо распространен: почти в каждом доме имелись приспособления для вытягивания канители из проволоки, что позволяло хозяевам при наличии спроса сразуже начать это производство. Всеми промыслами крестьяне, естественно, занимались в сезон, свободный от сельскохозяйственных работ.
Весьма существенной стороной жизни села во второй половине XIX в. стала борьба со старообрядчеством. В 1859 г. в борисовский приход был назначен священник Николай Смирнов. Троицкий храм бывший к тому времени уже достаточно ветхим, пришел в аварийное состояние, и поэтому встала необходимость в строительстве нового. Стараниями Н. Смирнова новый теплый храм, который и ныне стоит на берегу Борисовского пруда, был возведен лишь в 1873 г. Поскольку старообрядцы составляли значительную часть села, они всячески препятствовали сооружению церкви на общинной земле. Поэтому ее пришлось строить на усадебной земле священника. Ограниченным размером этого участка и объясняются несколько «урезанный» вид храма, некоторая непропорциональность его формы. Что касается старообрядческой общины, она была официально зарегистрирована только 13 января 1912 г. Ее временный храм находился в доме крестьянина И.В. Балыкова, а незадолго до 1917 г. община выстроила новую одноэтажную деревянную церковь с колокольней, закрытую в 1925г.
На рубеже XIX—XX вв. продолжаются изменения в наборе сельскохозяйственных культур, выращивавшихся жителями Борисова. Начинается быстрое распространение клубники, которая в 1911 г. занимала уже почти четверть садовых площадей. В 1911 г. в селе было 273 хозяйства, в которых проживало 594 мужчины, 667 женщин. 57,5 % хозяйств имели лошадей, только 29,3 % — коров. В селе находился третьеразрядный трактир и 4 овощные лавки, кроме земского училища существовала еще двухклассная церковно-приходская школа, 88% мужчин и 37% женщин в возрасте выше 11 лет были грамотные. При церковном попечительстве имелась богадельня на 3 человека.
В 1926 г. население Борисова составляло 1549 человек. 324 хозяйства имели в своем пользовании 835 гектаров земли, а также 195 лошадей и 105 коров. Зафиксирована 1 кузница, а 10 хозяйств занимались сапожным промыслом.
В справочнике"Дачи и окрестности Москвы" 1930 г. говорилось-"В 2 км от платф. Москворечье, за Сабуровым находится с. Борисово. Те же фруктовые сады и Пруд, тянущийся от Ленино; в пруду купанье и рыбная ловля. Село имеет свой кооператив, есть библиотека". В виду отдаленности от платформы цены на комнаты(дачи)здесь несколько ниже, чем в .Сабурове.
Коллективизация прошла в селе относительно поздно. Лишь в 1931 г. в Борисове был организован колхоз «Красные всходы», который возглавил Г.И. Диков. Позднее колхоз получил имя Ратова, рабочего — пропагандиста колхозов, убитого крестьянами (по другим данным Ратов был первым председателем колхоза имени Ленина,и погиб он при попытке остановить драку).Что было не мудрено.По рассказам борисовских старожилов "народная власть"загоняя насильно людей в колхозы конфисковывала земли и скот,и дабы люди не сбежали в город изымала документы.Причем заработок был в виде проставленной галочки в журнале т.н.-трудодни.Лишь в конце года они подститывались и выдавали минимальное колличество овощей и фруктов коих понятно на прокорм не хватало.Крепостное право вернулось в еще более жесткой форме.Крестьяне жили засчет своих огородов,где выращивали капусту и картофель.Овощи и фрукты продавали на Даниловском рынке в Москве.Если крестьянин уходил из колхоза-огород и земля вокруг дома реквезировалась.Оставалась только тропинка для прохода к дому.Вот уж действительно"власть рабочих и крестьян".Лишь при Н.С.Хрущеве,коего колхозники вспоминают с благодарностью,стали выплачивать за работу хоть и небольшие но деньги.
В пику погони за своими ударниками и героями борисовский колхоз тоже не ударил в грязь лицом.Коров дающие наибольшие надои у доярок реквезировали и передали одной единственной доярке.По слухам она была пассией председателя и позже благодаря этой рокировке стала героем соцтруда.Другие колхозницы перешли в буквальном смысле на подножный корм.
Местный храм был закрыт в 1930-х годах, а его помещение приспособили под склад зерна.Во время войны колокола были сняты для переплавки на пушки.Колокольню и главу разобрали на кирпичи. В 1960-е годы в нем устроили мото клуб.
В послевоенное время колхоз, в который были объединены колхозы Братеева и Борисова, получил имя В.И. Ленина. Его председателем в 1950 г. стал Митрофан Захарович Захаров, позднее получивший звание Героя Социалистического Труда. Он руководил им вплоть до его ликвидации 1 января 1984 г. При М. 3. Захарове в селе был построен дом культуры «Борисово» с кинозалом на 300 мест. По тем временам это было грандиозное строительство.
В справочнике 1966 года говорилось: "Многоотраслевой передовой колхоз,хорошее парниково-тепличное хозяйство,фруктовый сад.Выращивает свежие овощи в течении всего года.Скот размещен в новых,хорошо оборудованных помещениях,все рабочие процессы механизированы".
Колхоз даже пережил само село.В оставшихся от него теплицах-близ Сабурово,до сих пор выращивают овощи.
Помимо колхоза здесь также имелся Ленинский рыбхоз.В Борисовском пруду разводили карпов.Ловля рыбы даже на удочку была запрещена.За этим следил прудовой сторож,дом коего и сейчас стоит близ плотины.Также сохранился рыбхозовский прудик,где вылавливали сачками попадавшую туда по трубе из пруда рыбу.
В 1960 г. Борисово было включено в черту Москвы, а с 1978 г. его стали сносить. Ныне на его месте раскинулись частично городские кварталы и гаражи.Частично на территории села создали парк.О прежнем Борисове напоминают лишь бывшие кохозные сады,храм,дом культуры(Клуб),да бывший дом прудового сторожа.
В конце перестройки храм был возвращен верующим и востановлен.Реставраторы сильно изменили архитектуру храма.14 сентября 1991 г.в нем прошла первая служба.